Как делают цветное стекло?

Как делают цветное стекло?

Оконное стекло

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: остекление окон, витражей, балконных дверей, световых фонарей, теплиц, оранжерей и других светопрозрачных ограждающих конструкций жилых зданий и промышленных сооружений.
Качественные листы оконного стекла прозрачны и бесцветны — никаких радужных и матовых пятен, несмываемых налетов, и других следов выщелачивания на поверхности! Допускаются зеленоватый и голубоватый оттенки, но при условии, что они не снижают коэффициента светопропускания (соотношения двух световых потоков — прошедшего через лист стекла к падающему на этот же лист).
Прочность стекла зависит от нескольких составляющих: способа выработки и обработки поверхностей и торцов, однородности, степени отжига или закалки, состояния поверхности листа и его размеров. Выбирая стекло, помните, что появившиеся в процессе изготовления на поверхностях листа и в его объеме микротрещины и неоднородности снижают прочность примерно в 100 раз. Внимательно осмотрите кромки, они должны быть ровными, а углы целыми. Даже небольшие сколы и зазубрины по кромкам станут концентраторами напряжения, такое стекло — не жилец. Наличие маленьких дефектов (пузырей, инородных включений, царапин и так далее) возможно, но регламентируются специальными стандартами.
Для обычного оконного остекления чаще применяют листы толщиной 2,5-4 мм. Для больших же окон и витражей они не годятся, не выносят ветровой нагрузки. В таких случаях следует устанавливать более толстое стекло — 6 или даже 10 мм. Причем чем выше расположено большое окно, тем толще должно быть стекло и тем меньше площадь его листа.
И еще одна важная вещь. Хотя свойства стекла мало зависят от направления его резки, все же желательно размечать длинную сторону оконного стекла параллельно длинной стороне раскраиваемого листа. Оформляя заказ, имейте это в виду. Кстати, нарезка стекла удорожает его стоимость примерно на 30 процентов

Цветное стекло .

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: остекления световых проемов помещений различного назначения, художественное оформления фасадов и интерьеров, внутренняя облицовка, а также для изготовления оконных, дверных или декоративных витражей.
В строительстве применяется цветное стекло окрашенное в массе, его делают так же, как бутылочное. Изготовленное накладным способом (когда лист состоит из двух слоев, плотно соединенных при формовании — основного бесцветного и тонкого цветного) — слишком дорогое, чтобы из него строить что-либо больше телевизионной тумбы.
Согласно стандарту, на цветном стекле не допускаются пузырьки размером более 0,8 мм, сосредоточенные в одном месте (так называемая «мошка»). Считается нормальным, если на листе встретится одна растянутая полоса длиной менее 13 мм или одна-две царапины до 10 мм. Если полосы и царапины длиннее или их больше — это брак. Качество внешнего вида цветного стекла определяют, рассматривая его при естественном освещении, причем лист должен отстоять от наблюдателя на расстоянии в один метр.
Цветные стекла иногда называют также абсорбирующими, так как они поглощают (абсорбируют) больше солнечной тепловой энергии, чем обычные прозрачные.

Армированное стекло

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: остекление окон, световых фонарей, перегородок в производственных, общественных и жилых зданиях, для устройства балконных ограждений. Армирование стекла производят так: в середину листа параллельно его поверхности в процессе изготовления помещают металлическую сетку с квадратными ячейками.
Сетку применяют сварную из стальной проволоки, а для стекла высшей категории качества — еще и с защитным алюминиевым покрытием. Сторона квадратной ячейки составляет 12,5 или 25 мм. Сетка должна быть расположена по всей площади листа на расстоянии не менее 1,5 мм от поверхности стекла. В результате получается светопропускающий материал, обладающий повышенной безопасностью и огнестойкостью.
Здесь надо внести ясность. Армирование не увеличивает механическую прочность стекла и даже снижает его примерно в 1,5 раза. От воров оно тоже не спасет. Зато наличие сетки не позволит осколкам разлетаться и выпадать из переплетов, если, например, в него влетит мяч или камень.
Качественное армированное стекло должно отламываться по линии надреза, не растрескиваясь. Если в нем много пузырей — это брак.
Одна из поверхностей «армостекла» может быть узорчатой или рифленой. Есть и цветное армированное стекло, изготовляется оно из стекломассы, окрашенной окислами металлов. Наиболее распространены цвета — золотисто-желтый, зеленый, лилово-розовый, голубой.
Работать с армированным стеклом в домашних условиях довольно сложно (трудно отколоть маленькие кусочки), но можно. Нарезают его обычным способом, потом отделяют куски друг от друга, а выступающие по краям кончики проволоки «откусывают» плоскогубцами. Проволока тонкая и отламывается легко.
Крепить армированное стекло лучше всего в переплетах сплошными штапиками со всех четырех сторон листа через резиновые прокладки или на замазке (мастике).

Узорчатое стекло

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: остекление оконных и дверных проемов, устройство перегородок в жилых, общественных и промышленных зданиях. Не рекомендуется применять узорчатое стекло в помещениях с большим количеством пыли, копоти и т.п.
Узорчатое листовое стекло имеет на одной или обеих поверхностях четкий рельефный повторяющийся рисунок и бывает как бесцветным, так и цветным. Цветное получают из окрашенного «в массе стекла» или нанесением на одну из поверхностей бесцветных окиснометаллических покрытий.
Это декоративный материал. Наружные и внутренние витражи, ширмы, перегородки из него в фойе, вестибюлях, залах кафе получаются великолепные. А вот «выгораживать» узорчатым стеклом помещения для конфиденциальных разговоров не стоит. Узорчатое, как и обычное или цветное стекло — не преграда для любителей подслушивать.
Цвет и рисунок поверхности стекла должен соответствовать утвержденным эталонам. Глубина рельефных линий — от 0,5 до 1,5 мм. Узорчатое стекло должно пропускать и рассеивать свет. Коэффициент светопропускания бесцветного варианта при освещении рассеянным светом, если узоры нанесены только на одной стороне — не менее 0,75, если узоры на двух сторонах — 0,7. Светопропускание цветных узорчатых стекол определяется составом, цветом стекла и покрытий и составляет 30-65%.

Солнезащитное стекло

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: остекление окон, а также солнцезащитных устройств — козырьков, вертикальных экранов и т.д. Наиболее уместно применение в зданиях с активным использованием кондиционеров.
Солнцезащитные стекла либо отражают либо поглощают излучение. Теплопоглощающие получают введением в стекломассу специальных добавок, окрашивающих ее в зеленовато-голубоватые или серые тона. Такие стекла пропускают 65-75 процентов света, а инфракрасных лучей — всего 30-35 процентов, причем их способность пропускать и поглощать лучи (при едином химическом составе) зависит от толщины листа.
При высоком коэффициенте поглощения света «темные» теплопоглощающие стекла могут сильно нагреваться (на 50-70 градусов выше окружающей среды), поэтому их не рекомендуется использовать в наружном остеклении. Их также нежелательно подвергать неравномерному нагреву или охлаждению.
Второй вид стекол, которые призваны защищать от солнца, — с прозрачными для видимых лучей спектра тонкими окиснометаллическими, керамическими или полимерными покрытиями. Покрытия эти наносят на одну из поверхностей обычного бесцветного стекла. Такие стекла тоже поглощают часть инфракрасного солнечного излучения, но нагреваются значительно меньше, а их светотехнические характеристики мало зависят от толщины листа.
Благодаря солнцезащитным стеклам летом в помещении не так жарко, контрастность и яркость освещаемых предметов меньше. В результате снижается утомляемость глаз, люди меньше устают. Однако от прямых солнечных лучей такие стекла не защищают (яркость солнечного диска остается слишком высокой), так что от жалюзи или штор отказываться не надо.
Приобретая солнцезащитное стекло, учтите: искажение цветов просматриваемых через него предметов должно быть минимальным.

Теплосберегающие стекла

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: используются в основном при производстве стеклопакетов.
Утечка тепла через оконные проемы в помещениях составляет в среднем 40 процентов, и здесь виной не только плохое утепление рам. Дело в том, что стекло поглощает тепло комнаты, а затем переизлучает его не только обратно в помещение, но и наружу. Наиболее практичный способ уменьшить излучение во внешнюю среду — не дать теплу проникнуть внутрь стекла, задержать его на поверхности. Для этого достаточно нанести на нее специальное оптическое покрытие, способное как бы «отражать» обратно в помещение тепловую энергию.
Выпускаются стекла как с «твердыми» покрытиями — К-стекло, и с так называемыми «мягкими» — i-стекло. В отличие от «мягкого» покрытия «твердые» имеют неотъемлемую слабую поверхностную дымку, особенно заметную при ярком освещении. Окно с таким стеклом выглядит как вымытое грязной водой.
Такие стекла наиболее часто применяются в современных ПВХ-окнах, ощутимо экономя энергию. Например, при наружной температуре -26 градусов и температуре в помещении +20, температура на поверхности стекла внутри помещения будет +5,1 — у обычного стеклопакета, +11 — у стеклопакета с К-стеклом, +14 — с i-стеклом.

Закаленные стекла

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: остекление окон и перегородок, дверей, ограждений балконов, лестничних маршей и т.д., а также при производстве изолирующих стеклопакетов или ламинированных стекол.
Закаленные стекла изготавливают из листов неполированного, полированного или узорчатого стекла на специальных закалочных установках. При необходимости в стекле предварительно делают требуемые вырезы, отверстия, обрабатывают кромки, потому что готовые закаленные стекла нельзя резать, сверлить и подвергать другим видам механической обработки.
Закалка стекла в некотором роде похожа на закалку стали. Сначала его разогревают выше температуры размягчения, а затем быстро охлаждают в струях воздуха. При охлаждении первыми затвердевают поверхностные слои стекла. В них при остывании внутренних слоев возникают остаточные напряжения сжатия. Эти-то напряжения и обеспечивают механическую прочность и термостойкость стекла.
Прочность закаленного стекла на изгиб и удар в 5-6 раз больше прочности обычного стекла, при этом и термическая стойкость его существенно выше.
Разбитое закаленное стекло распадается на мелкие острые осколки. Причем это регламентированно требованиям стандартов качества — при контрольном разрушении острым молоточком массой 75 граммов закаленные стекла должны иметь не менее 40 осколков в квадрате размерами 50х50 мм или 160 осколков в квадрате 100х100 мм.
Наиболее уязвимым местом закаленного стекла являются его кромки. При монтаже конструкций необходимо оберегать его торцы от ударов, царапин и других повреждений.
Светопропускание прозрачного закаленного стекла составляет не менее 84 процентов

Читайте также  Вставить стекло в межкомнатную дверь

Многослойные стекла

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: целесообразно использовать в качестве стекол, защищающих от взлома, от пуль, от огня и шума, для защиты человека от различных травм, а также для изготовления изолирующих стеклопакетов.
Многослойным или ламинированным называется стекло, состоящее из двух или более слоев, «склеенных» вместе с помощью пленки или ламинирующей жидкости. Слои могут быть: выполненные из стекла одного или различных типов, прямые или гнутые в соответствии с заданной формой (форму им придают до склейки).
Процесс ламинирования сложный, выполняется с помощью автоматизированной линии в несколько стадий. Последний этап проводится в автоклаве под воздействием тепла и давления.
Ламинирование не увеличивает механическую прочность стекла, но делает его «безопасным» — при разрушении осколки не разлетаются во все стороны, а остаются «висеть» на эластичной пленке. Кроме того, такие стекла (целые, разумеется) хорошо защищают и от ультрафиолетового излучения.
Ламинированные стекла продают как в виде больших пластин, из которых нарезают полотна требуемого размера, так и в виде готовых изделий определенных форм и размеров.

Наши консультанты с удовольствием ответят на них!

Использование цветного стекла в декорировании интерьера.

Использование цветного стекла в декорировании интерьера является современным направлением, имеющим, однако богатую историю. Грамотно применяя современные технологии и навыки, полученные на протяжении столетий, можно создать зал, дом, квартиру, которые будут отличаться красотой решений, великолепным дизайном, оригинальностью декора.

Высоким качеством обработки характеризуется любое художественное стекло, применяемое для украшения помещений. Для чего это делается? Для того, чтобы стеклянная поверхность не загрязнялась. Чтобы достигнуть такого эффекта используются разные материалы – токсичные вещества, химические растворы – предназначенные для создания на поверхности стекла водоотталкивающего слоя. Очень часто используются такие методы, как матирование и химическое травление. Они предполагают использование специальной плавиковой кислоты, которая, взаимодействуя с обрабатываемой поверхностью стекла, создает на ней слой соли, которую нельзя растворить. Эта соль благодаря травлению может быть использована так, чтобы поверхность материала оказалась матовой.

Еще одним используемым для декорирования стекла способом является применение пленки. Данный материал по фактуре невероятно схож с пескоструйной обработкой, что дает возможность имитировать сложные орнаменты, узоры, надписи и рисунки.

Кроме этого, современные мастера умеют обрабатывать стекло с помощью безобжиговых красок. Тут они используют холодный способ использования лаковых красок. Подобная обработка, к сожалению, не отличается устойчивостью, и эстетическая ценность изделия быстро подвергается опасности. Если же декоративное и художественное стекло требует высококачественного исполнения, то мастерами используются силикатные или минеральные краски, у которых к деформациям более высокая устойчивость. Краски такого вида можно характеризовать разнообразием цветовой гаммы и яркостью. Данный способ обработки стекол не отличается дешевизной, но высокое качество всегда дорого стоит.

Украшения на стеклах.

Продолжая тему украшения стеклянными изделиями интерьера разных помещений, нельзя не упомянуть о светильниках, канделябрах, абажурах. В сочетании со стеклами осветительные приборы в квартире создается иллюзия большего пространства. В интерьере и дизайне это очень актуальное направление, ведь современные офисные помещения и квартиры не отличаются широкими окнами, большими площадями, хорошей освещенностью. Благодаря качеству выделки художественного стекла и осветительным приборам интерьер может стать абсолютно неузнаваемым – классика может стать постмодернизмом, кантри приобретет черты хай-тека, а минимализм заиграет разнообразием и четкостью модерна.

Археологи начало изготовления этого вида стекла относят к временам шумерской древней цивилизации. Его применение в декоративных целях и сегодня очень актуально: из него делаются витражи, он применяется в архитектурно-строительных конструкциях, используются как материал для облицовки.

Технологии и красители, используемые при производстве цветного стекла.

Существуют несколько технологий изготовления стекла цветного, и зависимо от того, какая из них была применена, внешний вид изделия может иметь некоторые отличия. Наиболее распространенными являются те способы производства, при которых тянутое или прокатное цветное стекло окрашивается в массе. Также стекло цветное бывает накладное тянутое с прозрачным или глушеным цветным слоем, который состоит из стекла цветного или из оксидной тонкой пленки.

Для окраски стекол применяются оксиды таких металлов, как ванадий, хром, медь, кобальт, никель, железо, титан, марганец, церий; элементы серы и селена, а также сернистые соединения кадмия, железа, свинца и меди. При помощи данных соединений можно получать самые различные оттенки и цвета: фиолетовый, зеленый, молочный, красный. А от концентрации красителя будет зависеть интенсивность окраски.

Стекло по характеру окраски делится на прозрачное и глушеное, бывает также стекло узорчатое и гладкое, мраморовидное, где частично смешаны глушеное и прозрачное стекла.

Изготовление двухслойного стекла.

Двухслойное стекло производят либо нанесением на прозрачное простое бесцветное стекло цветной прочной оксидной пленки, либо путем сплавления стеклянных двух слоев: один из которых бесцветный, второй — окрашенный.

Особенности получения стекла цветного состоят в точном следовании газовому и температурному режимам. При его производстве нужно точно учитывать индивидуальные особенности красителей, так как некоторые из них при достижении определенной температуры могут улетучиваться.

Как делают стекло и где его используют?

Стек­лян­ные из­де­лия в на­шем ми­ре окру­жа­ют нас по­всю­ду. Мы ви­дим их на фа­са­дах зда­ний, в тор­го­вых цент­рах, офи­сах и до­мах. Но как его из­го­тав­ли­ва­ют? Об этом мы рас­ска­жем в этой статье.

Эта­пы со­зда­ния стек­ла

В са­мом на­ча­ле спе­ци­а­ли­с­ты под­го­тав­ли­ва­ют ма­те­ри­а­лы, ко­то­рые не­об­хо­ди­мы в про­цес­се даль­ней­ше­го про­из­водст­ва стек­ла. Сырью не­об­хо­ди­ма об­ра­бот­ка. Квар­це­вый пе­сок обо­га­ща­ют, из не­го уда­ля­ют­ся при­ме­си же­ле­за. Из­вест­няк и до­ло­мит под­ле­жат тща­тель­но­му дроб­ле­нию.

В сле­ду­ю­щем эта­пе про­ис­хо­дит сме­ши­ва­ние не­об­хо­ди­мых ме­тал­лом в пра­виль­ном со­от­но­ше­нии. Мас­со­вые и про­цент­ные со­от­но­ше­ния ме­тал­лов раз­лич­ны. Эти по­ка­за­те­ли за­ви­сят от свойств, ко­то­ры­ми бу­дут об­ла­дать по­лу­чив­ши­е­ся в ре­зуль­та­те это­го про­цес­са стек­лян­ные из­де­лия.

Да­лее — вар­ка в пе­чах. Стек­ло­ва­рен­ные прост­ранст­ва рас­ка­ля­ют­ся до вы­со­ких тем­пе­ра­тур от 800 до 1400 гра­ду­сов. В ре­зуль­та­те тер­ми­чес­кой об­ра­бот­ки стек­ло­мас­са ста­но­вит­ся про­зрач­ной и вяз­кой.

Пос­ле про­хож­де­ния всех вы­ше­пе­ре­чис­лен­ных эта­пов спе­ци­а­ли­с­ты пре­да­ют мас­се опре­де­лен­ный вид, за­тем рез­ко охлаж­да­ют, а так­же под­вер­га­ют в по­следст­вии из­де­лие тер­ми­чес­кой и фи­зи­чес­кой об­ра­бот­ке.

Об­ласть ис­поль­зо­ва­ния дан­но­го ма­те­ри­а­ла, об­ла­да­ю­ще­го не­пов­то­ри­мы­ми фи­зи­чес­ки­ми и эс­те­ти­чес­ки­ми ха­рак­те­рис­ти­ка­ми, бес­ко­неч­на. Стек­ло мо­жет быть не толь­ко хруп­ким и лег­ко бью­щим­ся. Ин­но­ва­ции сде­ла­ли этот про­дукт на­деж­ным и проч­ным. Имен­но по­это­му он стал ши­ро­ко ис­поль­зо­вать­ся в раз­лич­ных на­прав­ле­ни­ях про­мыш­лен­нос­ти, та­ких как: ма­ши­ност­ро­е­ние (стек­ло вхо­дит в со­став про­ти­воп­ри­гар­ных кра­сок, этим ве­щест­вом об­ра­ба­ты­ва­ют транс­порт); стро­и­тельст­во (до­бав­ле­ние в кис­лос­той­кие ма­те­ри­а­лы и в бе­тон­ные жа­ро­упор­ные кон­струк­ции); хи­ми­чес­кое про­из­водст­во (ис­поль­зо­ва­ние в средст­вах для мытья); бу­маж­ная про­мыш­лен­ность (го­то­вая бу­маж­ная мас­са про­пи­ты­ва­ет­ся этим ма­те­ри­а­лом).

Бла­го­да­ря то­му, что дан­ное ве­щест­во лег­ко под­да­ет­ся плав­ле­нию, гнутью, крой­ке, оно об­ре­та­ет осо­бую цен­ность. Ведь с по­мощью этих ха­рак­те­рис­тик со­зда­ют­ся не­пов­то­ри­мые стек­лян­ные кон­струк­ции, ко­то­рые ра­ду­ют их об­ла­да­те­лей дол­гим пе­ри­о­дом экс­плу­а­та­ции и при­вле­ка­тель­ным внеш­ним об­ра­зом. Цвет­ное стек­ло поль­зу­ет­ся осо­бой по­пу­ляр­ностью из-за сво­их эс­те­ти­чес­ких свойств.

Стек­ло с дав­них вре­мен за­щи­ща­ет на­ши до­ма от внеш­них при­род­ных воз­дейст­вий. Но по­ми­мо этой важ­ней­шей функ­ции стек­ло яв­ля­ет­ся ма­те­ри­а­лом, ко­то­рый по­мо­жет рас­крыть­ся твор­чест­ву и со­здать не­что не­пов­то­ри­мое. Сам про­цесс ра­бо­ты с этим про­дук­том за­га­до­чен и ин­те­ре­сен, как и са­мо стек­ло. Се­год­ня мож­но сме­ло утверж­дать, что стек­лян­ные пе­ре­го­род­ки, сте­ны, две­ри и дру­гие кон­струк­ции яв­ля­ют­ся мощ­ным стол­пом, на ко­то­ром ос­но­ва­на го­род­ская ар­хи­тек­ту­ра.

Ин­те­рес­ный факт: стек­ло су­щест­ву­ет с древ­ней­ших вре­мен. Этим ма­те­ри­а­лом вос­хи­ща­лись все: от прос­то­го на­ро­да до пред­ста­ви­те­лей пра­вя­щих се­мей. Но тем не ме­нее, стек­ло для не­ко­то­рых бы­ло на­столь­ко за­га­доч­ным, что вну­ша­ло раз­лич­ные не­бы­ли­цы. В пе­ри­од Сред­не­ве­ковья су­щест­во­ва­ло пси­хи­чес­кое рас­стройст­во под на­зва­ни­ем «стек­лян­ная бо­лезнь». Че­ло­век, ко­то­рый под­вер­гал­ся ему, был уве­рен в том, что он со­сто­ит из стек­ла. Его глав­ное опа­се­ние — бо­язнь раз­бить­ся. Этим не­ду­гом стра­дал фран­цуз­ский ко­роль Шарль VI. Он на­столь­ко бо­ял­ся внеш­них воз­дейст­вий, что но­сил мно­жест­во одежд и за­пре­щал к се­бе при­ка­сать­ся да­же са­мых близ­ких.

Стекло оконное, цветное, армированное, узорчатое, теплосберегающее, многослойное, закаленное, солнцезащитное

Стекло — отделочный материал, без которого трудно представить строительство хотя бы одного здания. Но мало кто знает, что стекло было известно людям более 55 веков назад. Самые древние образцы обнаружены в Египте. По данным археологов, на Руси владели секретами производства стекла более 1000 лет назад. А в 1634 году впервые упоминается о русском стекольном заводе. Но, несмотря на свою древнюю историю, производство стекла получило широкое распространение лишь в конце 19 века. А технология изготовления стекла в листах была разработана лишь в 20 веке.
В настоящее время на рынке строительных материалов можно обнаружить стекло, различное по назначению и области применения: оконное, цветное, армированное, узорчатое, теплосберегающее, многослойное, закаленное, солнцезащитное.
Попробуем дать краткую характеристику каждому виду стекла и разобраться, в чем же состоит основное отличие одного вида стекла от другого.

Оконное стекло: служит для остекления окон, балконов, оранжерей и прочих светопрозрачных конструкций промышленного и гражданского строительства, для изготовления витражей, используется при остеклении световых фонарей. Листы оконного стекла высокого качества должны быть прозрачными и бесцветными, не иметь на своей поверхности никаких матовых или радужных пятен. Допускаются голубоватые или зеленоватые оттенки. Прочность такого стекла зависит от большого количества составляющих: от способа производства и обработки поверхности, однородности стекольной массы, степени проводимого отжига или закалки. Выбирая стекло нужно учесть, что появившиеся в его объеме во время производства микротрещины или какие-либо неоднородности понижают прочность более чем в 100 раз. Для обычного оконного стекла применяется в основном стекло толщиной от 2,5 до 4 мм. Но для окон большого размера и витражей они не подходят, не выносят большой ветровой нагрузки. Поэтому в этом случае следует устанавливать стекло толщиной 6 – 10 мм. Чем выше расположено окно, тем толще должно быть стекло.

Читайте также  Стекло затемняющееся от электричества

Цветное стекло: применяется для остекления световых проемов различных помещений, художественное оформление фасадов зданий и интерьеров помещений, внутренняя облицовка, изготовление витражей. В строительстве в основном применяется стекло, окрашенное в стекольной массе. По технологии изготовления такое стекло делают как бутылочное. Существует технология изготовления цветного стекла накладным способом. При таком способе изготовления лист состоит из двух частей, плотно соединенных между собой в процессе формования. Но соединение основного (бесцветного) стекла с цветным (более тонким) является очень дорогостоящей процедурой. Поэтому подходит только для остекления поверхностей малой площади. По действующему стандарту на цветном стекле не допускается пузырьков воздуха размером более 0,8 мм. Считается допустимым, если на листе встретиться одна растянутая полоса длиной менее 13 мм или пара царапин длиной до 10 мм. Если полосы длиннее или их на поверхности стекла больше, то такое стекло – бракованное. Качество цветного стекла определяют путем внешнего осмотра: стекло рассматривают при естественном освещении с расстояния один метр. Цветное стекло иногда называют абсорбирующим, так как оно поглощает или абсорбирует большее количество световой энергии, по сравнению с обычным прозрачным стеклом.

Армированное стекло: используется в качестве материала для остекления окон, световых фонарей, остекления различных перегородок в производственных, жилых и общественных помещениях, для устройства оконных ограждений. Метод производства армированного стекла такой: еще в процессе изготовления стекла на лист помещают стальную сетку с квадратными ячейками 12,5х12,5мм или 25х25 мм. Сетку располагают параллельно поверхности листа и точно посередине. Сетку изготавливают сварным методом из стальной проволоки. Для стекла высшего качества используют стальную сетку, с нанесенным на нее защитным алюминиевым покрытием. Сетка должна располагаться по всей площади стекла на расстоянии не менее 1,5 мм от поверхностного слоя. Полученное таким методом стекло является достаточно прочным материалом, с повышенными характеристиками по огнестойкости и безопасности. Но нужно учесть, что способ армирования не повышает прочность стекла, а даже наоборот, несколько снижает ее. От воров такое стекло тоже не убережет. Основным достоинством армированного стекла является то, что наличие металлической сетки не позволяет осколкам стекла разлететься, а стеклу выпасть из переплета, если в него, например, влетит камень. Армированное стекло высокого качества должно легко отламываться, причем точно по линии надреза и не растрескиваться. В противном случае, а так же при наличии в стекле большого количества пузырей – такое стекло является бракованным. Выпускается рифленое армированное стекло, у такого стекла на одну из поверхностей нанесен узор или рифления. Так же армированное стекло может быть и цветным. Окрашивание происходит в процессе производства методом окрашивания стекломассы окислами металлов. Наиболее распространенными являются золотисто-желтое, зеленоватое, голубое и лилово-розовое стекло. Порезку армированного стекла делают обычным способом, а затем отделяют куски друг от друга. Выступающие по краям кусочки тонкой проволоки удаляют плоскогубцами. При остеклении рекомендуется крепить армированное стекло в оконных переплетах штапиками сплошного типа, причем с четырех сторон. Штапики лучше устанавливать через резиновые прокладки или с использованием замазки.

Узорчатое стекло: применяется для остекления оконных и дверных проемов, для устройства перегородок в общественных, жилых и промышленных зданиях. Неудачным считается применения узорчатого стекла в помещениях с высокой запыленностью. Узорчатое стекло имеет хорошо видимый рельефный рисунок, нанесенный на одну или на обе поверхности. Такое стекло может быть как бесцветным, так и цветным. Цветное стекло получают путем окрашивания в массе или нанесением на одну из поверхностей листа окиснометаллического покрытия. Узорчатое стекло является декоративным материалом и успешно применяется для изготовления витражей ширм, для оформления интерьера вестибюлей, фойе различных общественных помещений, кафе и ресторанов. Цвет и рисунок стекла должен отвечать существующим стандартам. Так глубина рельефных покрытий, нанесенных на стекло должна быть от 0,5 мм до 1,5 мм. Узорчатое стекло, как другие виды стекла, должно пропускать и рассеивать свет. Светопропускание бесцветного узорчатого стекла с узором на одной стороне – 0,75, с узором на обеих сторонах – 0,7, цветного узорчатого стекла – от 30 до 60%.

Теплосберегающее стекло: основная область применения такого стекла – производство стеклопакетов. Как известно, около 40 % тепла из помещения буквально « утекает» через оконные проемы. Это происходит за счет того, что оконное стекло в помещении нагревается, то есть поглощает тепло, а затем излучает его обратно, причем, не только в помещение. Наиболее действенным методом уменьшения передачи тепла во внешнюю среду — это задержать его на поверхности стекла. Именно для этого на поверхность стекла наносится специально разработанное для этих целей оптическое покрытие. Главным достоинством такого покрытия является способность отражать тепло обратно в помещение. Покрытие стекла может быть как мягким (i-стекло), так и твердым (К-стекло). Стекло с твердым покрытием имеет небольшую поверхностную дымку, которая при ярком освещении выглядит так, как будто стекло было помыто грязной водой.

Многослойное стекло: наиболее удачным является использование в качестве стекла, защищающего от взлома, пуль, от огня и различных шумов, для защиты от различных травм, а также для изготовления изолирующих стеклопакетов. Многослойное или ламинированное — это стекло, состоящее из двух и более слоев стекла. Между собой несколько стекол склеиваются при помощи ламинирующей жидкости или пленки. Слои стекла могут быть одного или разных типов. Ламинирование стекла является достаточно сложным процессом. Выполняется при помощи автоматической линии и включает в себя несколько операций. Ламинирование стекла не повышает буквально механическую прочность стекла. Многослойное стекло становиться при разрушении абсолютно безопасным для человека. Осколки ламинированного стекла при разрушении не разлетаются во все стороны, а продолжают как бы «висеть» на специальной пленке. Кроме того, многослойное стекло хорошо защищает от ультрафиолетового излучения.

Закаленное стекло: чаще всего применяется в качестве материала для остекления окон, балконов, различных перегородок, лестничных маршей, при изготовлении и остеклении дверей, а так же при производстве ламинированных стекол и изолирующих стеклопакетов. При производстве закаленного стекла используются листовое полированное, неполированное, а так же узорчатое стекло. Все необходимые вырезы и отверстия, а также обработку кромок в стекле делают предварительно, еще до процесса закаливания. Так как уже закаленное стекло, для исключения его разрушения, нельзя подвергать каким-либо методам механического воздействия. Процесс закалки стекла состоит в том, что сначала стекло нагревают, а после этого – очень быстро охлаждают воздушными струями. При охлаждении происходит затвердевание поверхностных слоев стекла, в них возникает остаточное напряжение, что, в дальнейшем, и обуславливает термостойкость и поверхностную прочность стекла. Прочность закаленного стекла, если сравнивать с обычным стеклом, в 5-6 раз больше. По существующему стандарту, при повреждении закаленное стекло должно рассыпаться на мелкие осколки. Наиболее слабым местом у закаленного листа стекла остаются его кромки. При монтаже готовой конструкции из закаленного стекла важно оберегать торцы и углы от ударов, царапин и прочих повреждений. Прозрачное закаленное стекло имеет светопропускание 84 %.

Солнцезащитное стекло: применяется для остекления окон и балконных конструкций, а также для остекления различных устройств, служащих для защиты от солнца: козырьков, различных экранов и прочее. Солнцезащитные стекла имеют особенность или поглощать или отражать излучение. Стекло, поглощающее тепло, получают путем добавления в процессе производства стекла специальных добавок, окрашивающих стекломассу в зеленовато-голубой или серый цвет. Такие стекла могут пропускать 65-75 % световых лучей и всего 30-35 % ультракрасных лучей. Способность поглощать или пропускать лучи напрямую зависит от толщины стекла. Стекло темных тонов имеет довольно высокий коэффициент светопоглощения. Поэтому данное стекло имеет особенность сильно нагреваться и его не рекомендуется использовать для наружного остекления. Второй вид стекла, защищающего от солнца – это стекло, с нанесенными на одну его сторону прозрачных для видимых лучей света покрытий. Покрытия обычно используют окисно-металлические, керамические или полимерные. Такие стекла так же имеют способность поглощать инфракрасное солнечное излучение, но значительно меньше нагреваются и их светопропускающие характеристики в очень малой степени зависят от толщины листа. При применении для остекления окон комнаты солнцезащитных стекол замечено, что летом в ней не так жарко. К тому же, контрастность и яркость освещаемых предметов меньше, что значительно снижает утомляемость глаз. Однако цветные стекла не защищают от прямых солнечных лучей, поэтому от штор или жалюзи отказываться не стоит. При приобретении солнцезащитного стекла нужно учесть, что допускается лишь незначительное искажение цветов предметов, просматриваемых через такое стекло.

Винтажное стекло – его история, виды и ценность

Стекло для нас стало уже таким обычным материалом, что его свойств и сложности мы почти больше не осознаем. Между тем для мастера-стекольщика – это результат сложного физико-химического процесса для создания живой и неповторимой формы, которое на каждое прикосновение реагирует каждый раз по-новому. Прозрачность, механическая твердость и сильный блеск стекла делают его материалом, служащим художественным и бытовым целям, делая его любимым предметом коллекционирования.

Читайте также  Как отрезать стекло?

Стекло получается сплавлением кварца или двуокиси кремния, получаемой из песка с окисью кальция, что делает стекло стойким и усиливает блеск, а также различные щелочи, нужные для плавки и выделки стекла.

Среди винтажных и антикварных стеклянных предметов интерьера и кухонной утвари особенно ценны история, происхождение, ручная работа, смешение форм и цветов.

Цветное стекло получается путем добавления в бесцветную стеклянную массу окислов металлов до или во время плавки.

  • Железо окрашивает стекло в голубой, желтый и красно-бурый цвета,
  • марганец – в желтый, коричневый и фиолетовый,
  • хром – в зеленый,
  • уран – желтовато-зеленый,
  • кобальт – в синий,
  • никель – в фиолетовый и серо-коричневый,
  • сурьма, сульфид натрия – в желтый (в самый же красивый желтый окрашивает коллоидное серебро,
  • медь – в красный (так называемый медный рубин в отличие от золотого рубина, получаемого прибавкой коллоидного золота)
  • Костяное и опаловое стекло получается путем замутнениея стекломассы пережженной костью, а молочное – прибавкой смеси шпата.

Стеклу уже четыре тысячи лет и открыли его, всего вероятней, случайно, в Египте. Необходимая температура плавления составляет 1450 о С, а рабочая температура 1100-1200 о С.

Существуют разные техники выработки стекла, его рафинируют, декорируют, что происходит как на стеклянном производстве, так и во вне, когда получается стекло расписное, глазурованное, гравированное или пунктированное алмазом, резное, шлифованное, травленое или обдутое песком. Все техники служат характеристиками определенных эпох и стилей, знать которые коллекционеру и любителю старины и древностей необходимо.

Гутное стеклоделие. Это наиболее древний способ работы по выработке и отделки стекла, когда форму, цвет и декор изделие получает непосредственно у плавильной печи. Результат работы зависит от ремесленного опыта, сноровки и художественного чутья стеклодува. В основе эпохи муранского стекла легли такие виды отделки, как стеклянная пряжа – наматываемые на стеклянную баночку в виде спирали нити. Также используют наплавление на мантию сосуда капель, горошин и стеклянных слезинок. Известны накладные техники по созданию тонких неповторимых узоров из сеточек и пластиночек разноцветного стекла: стеклянная вить, филигрань и мильфиори (тысяч цветов, похожая на технику смальты).

В Венецианском и богемском стеклоделии с 17 века используется техника авентурин – это золотой эффект, который достигается прибавкой в стеклянную массу закиси меди и окалины, а во время плавки выпадают золотисто-желтые блестящие кристаллы меди.

Также в Венеции применяют технику льдистого, или называя по-другому – цветочного, быстроохлажденного, кракелированного или кракле стиля. Раскаленную стеклянную баночку погружают в холодную воду, отчего на поверхности образуется сеть трещинок (кракелюр) и стекло мутнеет:

Многослойное или внутринакладное стекло – притязательная и сложнейшая техника. Дутое стекло окунают в одну или несколько цветных стеклянных масс, которую иногда наносят и внутрь сосуда. Затем слои шлифуют, протравливают или далают ажурными, благодаря чему создаются цветочные узоры. Техника эта применяется в Евпропейском и китайском стеклоделии с 19 века.

В создании витражей используют технику глазурования, при которой наружная поверхность кроется прозрачным стеклом.

Следующим этапом обработки стекла становится его художественная доводка. Речь идет о росписи. Роспись холодным способом с помощью масляных и лаковых красок без обжига, приобрела своего апогея в Венеции. В этой технике пишутся картины на стекле. Краска наносится на задней стороне и в обратной последовательности, чем при нормальной живописи – то есть сперва кладут свет, а потом тени. Такая техника комбинируется с золочением, что однако малоустойчиво. Применялось с 16-17 веках в Центральной Европе.

Роспись стекла эмалью – техника живописи по стеклу, но с помощью прижигаемых красок. По существу эмаль – это легкоплавные стекла, которые при слабом огне закрепляются обжигом. Эта техника использовалась в позднее средневековье. В 18 веке в Австрии зародилась семейная картель, затем эмаль освоили и полюбили во Франции, Богемии и бюргерских (Германия) домах.

Отделка стекла металлом, в особенности золотом, была известна еще в античности. Металл накладывали холодным путем. В 18-19 веках в богемском стеклоделии использовались золотая фольга и роспись окисью золота. В 20 веке часто встречаются изделия с декорированием оловом, мельхиором и латунью, что удешевляет стоимость предмета, но и придает дополнительной изысканности столовым стеклянным предметам.


Глазурованное стекло – это окрашивание поверхности серебром или медью с дальнейшим обжиганием. Глазури похожи на транспарантную эмаль, однако они оказываются составной частью стекла, не выступая в виде рельефа и не обнаруживая мазка кисти. Глазурь еще можно травить, резать или процарапывать алмазом, а также расписывать.

Гравирование или процарапывание стекла алмазом основана на том, что гравер рисует вглубь по поверхности стекла кончиком алмаза, который используется как карандаш. Такая техника пришла из Венеции, от мастеров муранского стекла и распространилась в центральную Европу – Чехию, Австрию и Германию. В 18 веке в Голландии появилась техника пунктирования – алмазом художник выбивал на стекле тонкие и сильные точки различной густоты.


Резное стекло делается так – резчик обрабатывает стекло медным колесиком, укрепленным на быстро вращающейся оси с наждаком. Резьба оставляется матовой или полируется. В 16 веке после долгого забвения резьба по стеклу была возвращена в Европейскую культуру и была наравне с резьбой по хрусталю и драгоценному камню. Этот метод полюбили особенно в Чехии и Германии (Богемии).

Шлифовка стекла осуществляется на тяжелых машинах (точильных колесах), вращающихся на вертикальной оси в наполненном водой ящике. К наиболее ранним видам шлифовки относится шлифование и полировка граней – огранка. Знаменитый граненый стакан и хрустальные бокалы с гранями сделаны этим методом. Позднее вышлифовка касалась круглых и оливко-образных углублений. Затем в Англии ввели новый вид декора – отшлифовка стеклянной грани наподобие алмаза, а в 19 веке – бриллиантовая шлифовка. Еще позднее ввели ромбическую и цилиндрическую шлифовку, применяемую в основном в Германии.

Травление стекла пришло из Швеции в 18 веке при использовании кислоты. Стекло покрывают шихтой, на ней процарапывают изображение иглой, и путем погружения в кислоту травят гравированное место.

Инкрустирование стекла или заплавление паст. Это совсем особая разновидность стеклодельной техники. Внутрь еще мягкой стеклянной массы заплавливаются рельефы из белой глины или бисквитного фарфора. Эта техника в 19 веке была излюблена во всей Европе, причем заплавлялись пасты с портретами известных деятелей. Техника зародилась в совместной работе французских керамистов и стеклоделов.

Механизация производства во второй половине 19 века, нацеленная на массовость и крупное потребление стекла, знаменовала в то же время упадок художественного стеклоделия. Однако прогрессивные Австрийские и Американские деятели спасли ситуацию и не коммерческие интересы не подавили все художественные стремления в производстве стекла. Изучая и копируя восточные, позднеренессансные и барочные стекла из музейных собраний, на заводах стали изготовлять стекло, следуя указаниям художников-артистов!

Хранение и забота о стекле. Прежде всего стекло надо беречь от сырости и внезапной перемены температуры, а также от яркого солнечного света. Насколько это возможно, его следует хранить в специальных витринах. В случае повреждения вещи не склеивайте ее сами, а обратитесь к специалисту.

Болезни стекла. Нередко мы можем найти тусклое стекло, поверхность которого как будто покрыта сетью волосяных трещин. Причина такого явления чисто физического свойства – шихта смешивалась в неправильной пропорции, причем взаимно не связанными оказываются прежде всего кремневая кислота и щелочи. Под действием влажности воздуха избыточные щелочи в таком случае выступают наружу и в результате на поверхности образуются тонкие чешуйки, которые со временем отщепляются. Причина подобной болезни в избытке калия или соды в шихте, превращающем стекло в водянистый силикат. Реставрировать такое стекло нельзя. В домашних условиях практически не возможно устранить эту болезнь – требуется погрузить ненадолго стеклянный предмет (но не расписанный) в ванну с пятипроцентным раствором азотной кислоты, а затем положить на поверхность метакрилатовую пленку J. Этим поверхность укрепляется, особенно при уже продвинувшемся разрушении, когда от нее отщепляются тоненькие чешуйки. Такая болезнь чаще всего поражает некоторые немецкие и богемские стекла, но также встречается и в других Европейских стекольных производствах.

Интернет-магазин винтажа из Европы 3 СОРОКИ предлагает своим покупателям и коллекционерам находки из стекла, сделанные исключительно в Европе. Мы находим эксклюзивные стеклянные предметы 20 века, в отличном качестве и известных художественных производств. У нас есть стекло цветное, резное, шлифованное и очень часто – декорированное металлом, что процветало во Франции и Скандинавии. Все стеклянные предметы вы можете купить на сайте в разделе Хрупкое – Стекло. И помните! Стекло – это изысканный и благодарный материал, который будет вас радовать своим разнообразием, яркостью, красотой и очень хорошей ценой!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: