Очистка воздуха от масла после компрессора

Процесс фильтрации сжатого воздуха

Этот раздел предназначен для определения того, какие загрязняющие частицы содержатся в сжатом воздухе и, следовательно, какая степень фильтрации необходима для различных применений сжатого воздуха. Давайте рассмотрим свойства сжатого воздуха более подробно. В начале этого раздела, мы упоминали, что компрессор работает как большой пылесос. Он вбирает все компоненты и летучие вещества атмосферного воздуха. Таблица показывает какие это частицы и их размер. В принципе, вы можете удалить из сжатого воздуха все эти загрязняющие частицы. Вопрос только в том, всегда ли стоит это делать. Следовательно, при выборе фильтров, и друих очищающих материалов, всегда придерживайтесь экономического правила: «Столько, сколько нужно и не более того!»

Это потому, что фильтрация воздуха увеличивает эксплуатационные издержки системы; качество вашей работы будет также определяться эксплуатационными затратами. Поэтому, рассматривайте очистку сжатого воздуха как неотъемлемое звено в цепи компонентов, дополняющих друг друга.

Как собрать все компоненты вместе?

Помните, что фильтры могут задерживать только твёрдые и жидкие вещества; пары беспрепятственно проходят через любой фильтр за исключением угольных фильтров. По этой причине газообразные фазы должны быть сконденсированы на сколько это возможно на первом этапе очистки. Охладитель компрессора имеет особенно значительное влияние. Он охлаждает сжатый воздух до температур на 10 – 20°С выше, чем температура всасываемого воздуха, где содержится до 65% воды, масла и других паров. Расположенный после компрессора циклонный сепаратор отделяет 95% жидкостных составляющих сжатого воздуха.

Следующий шаг – это осушитель, который доводит точку росы сжатого воздуха до желаемого значения. Только после осушителя становится эффективным использование фильтров, так как они большене подвергаются полному воздействию грязи и воды. К тому же важную роль играет температура сжатого воздуха, подлежащего фильтрации, особенно при использовании микрофильтров. Температура должна быть настолько низкой насколько это возможно: в то время как механический микрофильтр обеспечивает остаточное содержание масла 0,01 мг/м3 при температуре сжатого воздуха 20°С, это значение уже составляет 0,1 мг/м3 при 30°С!

В системах фильтрации обычно используются:

— Спечённые фильтры с диаметром ячеек от 100 до 5 мкм. Они применяются, главным образом, при низких значениях объёмного расхода.

— Тканевые фильтры, применяемые в качестве глубинных фильтров, с диаметром ячеек от 20 до 1 мкм.

— Механические высокопроизводи-тельные фильтры, задерживающие частицы размером вплоть до 0,01 мкм.

При установке фильтра вы не должны руководствоваться только минимальными размерами частиц, которые должны быть задержаны. Если вы установите только фильтр очень тонкой фильтрации, то он очень быстро засорится загрязняющими веществами атмосферного воздуха; в результате резко упадет давление. Всегда ставьте фильтр грубой очистки для фильтрации крупных частиц грязи. Следующая таблица показывает, какие фильтры применяются для фильтрации частиц различного размера.

Тип фильтра Размер частиц, мкм Остаточное содержание масла , мг/м при 21°С
Универсальные фильтры 1 0,5
Фильтры тонкой фильтрации 0,01 0,01
Фильтры с активированным углем 0,01 0,003

Однако компрессор не только засасывает грязь, он сам может быть источником загрязнения. Все компрессоры с впрыском масла выбрасывают в сжатый воздух аэрозоли и пары масла. Кроме этого, существуют большие различия между типами компрессоров. Таким образом, необходимо классифицировать различные состояния масла.Масло может находиться в следующих состояниях:
— в виде капель
— в виде мелкой аэрозоли: капли
>0,3 мкм
— в виде очень мелкой аэрозоли:
«) //—>

Фильтры разработанные фирмой ПОЛИФИЛЬТР

В промышленных пневмомагистралях происходит выделение воды и масла из сжатого воздуха при его охлаждении до температуры окружающей среды. Кроме того, присутствуют атмосферная пыль, продукты износа оборудования, коррозии труб, сгорания масла, микроорганизмы, химические соединения (запахи). Попадание загрязнений в технологический цикл производства приводит к значительному износу и коррозии пневмооборудования, перемерзанию трубопроводов, потерям давления сжатого воздуха, порче технологического продукта.

В настоящее время для эффективной очистки сжатого воздуха, углекислоты и других газов используется двух, трех или даже четырех ступенчатая его очистка, так как использование фильтра одного типа не решает проблемы подготовки сжатого воздуха.

Возможны самые различные варианты расстановки фильтрующего оборудования с учетом особенностей пневмосистем, хотя оптимальным считается трехступенчатая очистка воздуха с предварительной и основной очисткой на магистральных сетях (коллекторных линиях) и тонкой очисткой в воздуховодах, максимально приближенных к потребителям сжатого воздуха.

Для более рационального использования фильтров целесообразно разделить технологический воздух, контактируемый с технологическим продуктом, и технический воздух, используемый для других целей. Если для отдельных потребителей требования к сжатому воздуху повышенные, предпочтительно использовать подачу сжатого воздуха от автономных компрессоров, не связанных с общей компрессорной станцией, с последующей его очисткой.

И наконец, самые жесткие требования к сжатому воздуху можно выполнить, применяя осушители сжатого воздуха рефрижераторного (температура точки росы +3º) или адсорбционного (температура точки росы до -70ºС) типов с последующим использованием фильтров, обеспечивая получение стерильного сжатого воздуха.

Область применения фильтров

Фильтр для сжатого воздуха предварительной очистки ФСВ-П Предназначен для удаления из сжатого воздуха (СО2 и других газов) основной массы крупных частиц. Практически полностью улавливает частицы (твердые и жидкие) размером 5 мкм.
Рекомендуется устанавливать после концевого холодильника компрессора или после ресивера; в пневматических системах, не требовательных к большому количеству загрязнений; перед более эффективными фильтрами типа ФСВ-О.
Фильтр для сжатого воздуха основной очистки ФСВ-О Предназначен для удаления из сжатого воздуха (СО2 и других газов) основной массы жидких и твердых загрязнений. Полностью улавливает частицы крупнее 1 мкм.
Степень очистки масляного тумана с размером капель 0,3 мкм 98-99 %. Рекомендуется применять перед рефрижераторными и адсорбционными установками осушки; в системах простейшей пневмоавтоматики; перед высокоэффективными фильтрами ФСВ-Т.
Фильтр для сжатого воздуха тонкой очистки ФСВ-Т Предназначен для “полного” удаления из сжатого воздуха (СО2 и других газов) жидких и твердых загрязнений.
Полностью улавливает частицы крупнее 0,3 мкм. Степень очистки масляного тумана с размером капель 0,1-0,3 мкм — 99,95 %.
Рекомендуется применять в пневматических системах, критичных к присутствию в сжатом воздухе масла в жидком состоянии, как альтернатива “сухому компрессору”; перед адсорберами с активированным углем, удаляющими из воздуха пары масла; в прецизионном пневматическом оборудовании и робототехнике; в системах высокоточной пневмоавтоматики и КИП; в пневмодвигателях; при нанесении лакокрасочных покрытий методом распыления; при работе пневмоинструментом в закрытых помещениях; в пищевой и фармацевтической промышленностях.
Фильтр мембранный для стерилизующей очистки Фильтр мембранный ФСВ-М предназначен для очистки сжатого воздуха (СО2 и других газов) от бактериальных загрязнений (микроорганизмов). Фильтрующий элемент выполнен из фторопластовой мембраны, уложенной в складки и помещенной между двумя коаксиально расположенными решетчатыми цилиндрами из полипропилена.
Средний размер пор мембраны 0,25 мкм
Стерилизующее действие фильтра основано на том, что он улавливает из газового потока все частицы размером крупнее размера пор мембраны, т.е. от 0,25 мкм и более. А размер большинства известных бактерий и других микроорганизмов превышает 0,3 мкм.
Фильтр адсорбционный Фильтр адсорбционный ФСВ-А предназначен для удаления из сжатого воздуха, диоксида углерода (СО2 и других газов) газообразных примесей (углеводороды, пары компрессорного масла, запахи и т. п.).
Фильтрующий элемент ЭА состоит из двух перфорированных коаксиально расположенных цилиндров, пространство между которыми заполнено активированным углем (АГ-3И).
Сжатый воздух, содержащий газообразные органические примеси (углеводороды, пары масла, дурно пахнущие вещества и т.п.), поступает в полость фильтрующего элемента. Затем проходит через слой активированного угля, в порах которого происходит адсорбция паров и газов.

Воздух (СО2), поступающий на очистку в адсорбционный фильтр типа ФСВ-А, должен быть предварительно очищен от аэрозольных примесей (масло, вода, твердые частицы). Содержание масла в аэрозольной фазе не должно превышать 0,05 мг/м3, а твердых частиц — 0,1 мг/м3. Воздух (СО2) соответствующего качества может быть получен при использовании фильтров «Фирмы Полифильтр» типа ФСВ-Т или аналогичных им по характеристикам.

  • Фильтры воздушные
  • Фильтры адсорбционные
  • Фильтры мембранные
  • Фильтры жидкостные
  • Фильтры очистки пара
  • Фильтры — сапуны
  • Элементы для очистки природного газа
  • Сепараторы
  • Аэраторы сусла
  • Деаэраторы
  • Карбонизаторы пива
  • Головки моющие
  • Ёмкостное оборудование

ООО «Фирма Полифильтр»
143345, Россия, Московская область,
Наро-Фоминский район, пос. Селятино
ул. Профессиональная, д.7

(С) 1992 — 2012 «Фирма Полифильтр».
Все права защищены.
Фильтрующее оборудование, минипивзаводы

Магистральные фильтры Ingersoll Rand

Магистральные фильтры Ingersoll Rand — это важный элемент в любой системе очистки сжатого воздуха. Американская компания выпускает воздушные магистральные фильтры последнего поколения. Приборы этой торговой марки имеют повышенную эффективность, улучшенные эксплуатационные характеристики и отличаются безупречной и надежной работой.

По типовым категориям воздушные магистральные фильтры Ingersoll Rand имеют следующие модификации:

  • фильтры стандартного типа
  • фильтры высокого давления
  • высокотемпературные воздушные сепараторы Ingersoll Rand

Магистральный фильтр состоит из корпуса и заключенного в него фильтрующего элемента (картриджа). В свою очередь картриджи подразделяют на три группы:

  • для грубой очистки
  • для средней очистки
  • для тонкой очистки

В магистрали картриджи грубой очистки устанавливаются после поршневых и винтовых компрессоров, перед фильтрами средней и тонкой очистки, предупреждая забивание последних частицами пыли, грязи и паров до 5 мкм.

Картридж средней очистки отвечает за очищение сжатого воздуха от посторонних частиц до 1мкм. Он располагается между фильтрами грубой и тонкой очистки, исполняя роль контролирующего посредника. Применяется в отраслях, не требующих высокой степени очистки сжатого воздуха (строительство, сельское хозяйство).

В пищевой и химико-фармацевтической промышленности обязательно применение картриджей тонкой очистки, которые фильтрует сжатый воздух до 0,1 мкм.

Модификации магистральных фильтров Ingersoll Rand

Воздушные магистральные фильтры Ingersoll Rand выпускаются в нескольких модификациях.

D (Dust ation) — осуществляет вывод различных примесей до 1мкм

G (Protection) — применяется для удаления водно-масляной эмульсии, механических примесей до 1 мкм, ограничивает содержание аэрозольного масла в пределах 0,6 мг/м3 при 21°С;

H или High Efficiency Oil Removal Filtration — вместе с примесями до 0,01 мкм удаляет из сжатого воздуха аэрозольное масло (остаточное содержание не более 0,01 мг/м3 при 21°С) и воду; применяется совместно с фильтрами G

A или Activated Carbon Filtration — используется для удаления запахов (исключая метан) и паров масла, обеспечивая возможное присутствие паров масла в очищенном воздухе не более чем 0,003 мг/м3 при 21°С. (Установка проводится совместно с фильтрами G и H).

Магистральные фильтры Ingersoll Rand представлены двумя рабочими сериями:

  • серия F — стандартная
  • серия F_HD — высокотемпературная и высокого давления

Оборудование серии F (стандартные)

Магистральные фильтры этой серии способны проводить очистку воздуха с превышением требований стандарта ISO8573.1 и ГОСТ 17433-80. Они просты и удобны в эксплуатации, выдают небольшую разницу между давлением на входе и выходе, максимально защищены от коррозии.

Оборудование серии F_HD (высокотемпературные и высокого давления)

Воздушные магистральные фильтры Ingersoll Rand серии F_HD используются для очистки воздуха в тяжелых условиях эксплуатации. Они обеспечивают надежное функционирование при более высоких температурах и давлениях.

К преимуществам данной серии относится:

  • Установка дифференциального манометра, показывающего состояние элемента, и наличие поплавкового клапана сброса конденсата для удаления последнего
  • Присутствие змеевика из медной трубки, который проводит охлаждение горячего воздуха, проходящего через манометр, и обеспечивает точные показания прибора
  • Высокоэффективная, полнофункциональная фильтрация при высоком избыточном давлении до 40 бар
  • Надежная и бесперебойная работа при 150°C и при кратковременном повышении температурного показателя до 200°C
  • Прочный корпус, выдерживающий эксплуатацию прибора в средах с высоким давлением

Магистральные фильтры Ingersoll Rand для сжатого воздуха широко применяются во многих областях. Металлургическое производство, текстильная промышленность, коммунальное хозяйство, агрохимические комбинаты, полиграфические предприятия, легкая и пищевая отрасли с успехом используют оборудование американского бренда во многих странах мира. Любую из предлагаемых модификаций вы можете приобрести у нас по привлекательной цене и без посредников.

Качество, Надёжность, Инновации
для решения ваших задач

Фильтры для очистки сжатого воздуха

Очистка сжатого воздуха – это удаление из него твердых частиц и масла. По данным компаний-производителей фильтрующих элементов, атмосферный воздух, всасываемый компрессором сжатого воздуха, может содержать в 1 м 3 до 180 млн частиц пыли, а содержание масла в нем составляет 0,01…0,03 мг/м 3 . При сжатии, например, до 10 бар избыточного давления, концентрация загрязняющих веществ увеличивается в 11 раз и в 1м 3 сжатого воздуха будет содержаться уже более 2 млрд частиц пыли. Кроме того, источником загрязнения воздуха является и сам компрессор. В зависимости от типа компрессора в сжатый воздух добавляется от 2-3мг/м 3 (после винтового) до 50мг/м 3 (после поршневого) масла в виде аэрозоли и пара. Поэтому, исходя от конкретных требований, сжатый воздух подлежит той или иной очистке.

1. Фильтрующие элементы: классификация и назначение, порядок выбора.

В зависимости от требований, предъявляемых к качеству сжатого воздуха, предполагается использование системы из четырех фильтров для удаления масла и твердых частиц.

Фильтр предварительной (грубой) очистки FQ. Фильтр задерживает твердые частицы и эмульсии размером свыше 3 мкм. Обычно устанавливается после охладителя и циклонного сепаратора перед рефрижераторным осушителем. Задача это фильтра в первую очередь защита испарителя в осушителе от достаточно крупных твердых частиц и капель масла, содержащихся в воздухе. Установка фильтра такого класса позволяет обеспечить 3 класс чистоты (здесь и далее Стандарт DIN ISO 8573-1) по твердым частицам и 3 (4) класс чистоты по содержанию масла.

Фильтр тонкой очистки FP. Фильтр задерживает частицы свыше 1 мкм, включая капли масла. Максимальное остаточное содержание масла на выходе из фильтра составляет 0,1 мг/м 3 . Обычно устанавливается на выходе из рефрижераторного осушителя и используется для предотвращения коррозии трубопроводов, а также как предварительный фильтр перед микрофильтром. Установка фильтра такого класса позволяет обеспечить 2 класс чистоты по твердым частицам и 2 класс чистоты по содержанию масла.


Микрофильтр FD. Маслоулавливающий фильтр, задерживает остатки масла и микрочастицы размером свыше 0,01 мкм. Максимальное остаточное содержание масла на выходе из фильтра 0,01 мг/м 3 . Используется для защиты систем пневмоуправления, в пневмотранспорте и при покраске. Установка фильтра такого класса позволяет обеспечить 1 класс чистоты по твердым частицам и 1 класс чистоты по содержанию масла.



Фильтр на основе активированного угля FC. Фильтр на основе активированного угля служит для устранения паров и запахов масла. Максимальное остаточное содержание масла на выходе из фильтра не превышает 0,003 мг/м 3 . Используется в фармацевтической промышленности, в стоматологии, в пищевой промышленности, системах упаковки. В технике фильтр данного класса применения практически не находит.

Для достижения высокого качества воздуха, а также, продления срока службы сменных фильтрующих элементов рекомендуется устанавливать эти фильтры последовательно

Выбор типоразмеров фильтров производится с помощью таблицы корректирующих коэффициентов (Табл. 1). Производительность фильтра, указанная в технических характеристиках, соответствует номинальным рабочим условиям (давлению воздуха на входе в фильтр 7 бар).

Таблица 1. Поправочный коэффициент в зависимости от рабочего давления

Бар 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Коэф. 0,38 0,5 0,65 0,75 0,88 1,00 1,13 1,25 1,38 1,5 1,63 1,75 1,88 2,00 2,13

С повышением рабочего давления повышается и пропускная способность фильтра. Для всех фильтров ограничение по максимальному давлению составляет 16 бар, а максимальная температура входящего сжатого воздуха не должна превышать +60 о С.

2. Особенности применения фильтрующих элементов

Одним из важнейших показателей, позволяющих оценить эффективность работы фильтра, является дифференциальное давление. Дифференциальное давление – это величина, определяемая как разность между давлением на входе в фильтр и давлением на выходе из него. По сути, дифференциальное давление показывает степень сопротивления фильтра воздушному потоку. Чем выше величина дифференциального давления, тем сильнее загрязнен фильтрующий элемент. Контроль дифференциального давления осуществляется по манометру, установленному на фильтре.

Падение давления происходит даже при установке нового фильтра (примерно от 0,05 до 0,2 бар). По мере работы картридж фильтра загрязняется, и величина дифференциального давления растет. Считается, что замена сменного картриджа должна происходить, если дифференциальное давление превышает 0,5 бар (на шкале манометров на загрязнение фильтра указывает «красная зона»). Можно, конечно, эксплуатировать фильтр и при большем значении дифференциального давления, но это нецелесообразно с точки зрения энергоэффективности.

Скорость загрязнения сменного картриджа (соответственно и увеличения дифференциального давления) зависит от интенсивности использования фильтра. Кроме того, большое значение имеет и своевременное обслуживание фильтра, заключающееся в своевременном отводе из него конденсата.

Фильтры бывают двух типов: с ручным отводом конденсата и с автоматическим отводом. Первые дешевле, но в этом случае необходимо учитывать пресловутый «человеческий фактор». Если сотрудник, ответственный за эксплуатацию системы фильтров, забудет своевременно удалить конденсат, то фильтр довольно быстро заполнится конденсатом и придется преждевременно менять сменный картридж. Поэтому, фильтры с автоматическим удалением конденсата предпочтительнее, но они несколько дороже по цене.

В общем случае: при своевременном обслуживании фильтра периодичность замены сменных картриджей составляет 1-2 раза в год в зависимости от интенсивности эксплуатации.

Очистка сжатого воздуха от масла

Для многих предприятий использующих сжатый воздух в качестве энергоносителя, следовательно, использующих компрессорное оборудование, возникает вопрос с очисткой сжатого воздуха от твердых примесей, масла и воды.
Если с очисткой воздуха от твердых примесей и влаги вопросов не так много, то с очисткой от компрессорного масла возникают сложности.
Рассмотрим несколько способов борьбы с маслом в сжатом воздухе:

  1. Использования нескольких фильтров
  2. Системы каталитической очистки
  3. Использование безмасляного компрессора

При использовании масляного компрессора, сжатый воздух содержит частицы компрессорного масла, содержание масла может достигать 3-4 мг/м³. Обычно для очистки от масла используют ряд фильтров, от грубой очистки к более тонкой. Получается, примерно 4-5 фильтров подряд. Данным способом можно добиться концентрации примерно 0,01 мг/м³.

Данный вариант, использовать фильтры сжатого воздуха, дешевле на этапе покупки оборудования. Но в перспективе на несколько лет оказывается не таким и дешевым. Рассмотрим более подробно. Каждый фильтр содержит фильтрующий элемент, который периодически требует замены. Чем грязнее сжатый воздух, тем быстрее загрязняется фильтрующий элемент, а это значит, замена должна происходить достаточно часто. Стоит отметить, что загрязняясь, фильтрующий элемент, постепенно теряет свою способность фильтровать частицы масла, пыли. В итоге качество сжатого воздуха, который поступает потребителю, становится не лучшего качества, что сказывается на конечном изделии. В среднем замена фильтрующих элементов происходит раз в 4-6 месяцев, при 8 часовой рабочей смене.

Дополнительно следует учесть, что на каждом фильтре происходит потеря давления, от 0,05 до 0,3 атм., в зависимости от производителя и степени очистки. С учетом потерь давления на фильтрах, возможно, потребуется использование более мощного компрессора, для компенсации потерь давления. Посчитав все затраты и риски, использование только фильтров, для очистки сжатого воздуха не так и дешево.

Вторым способом очистки сжатого воздуха являются системы каталитической очистки. В основе работы лежит химико-физический процесс, в результате которого компрессорное масло и другие углеводороды превращаются в воду и углекислый газ. Данные системы позволяют получать сжатый воздух с остаточной концентрацией масла менее 0,01 мг/м³.

Данные системы имеют сменный картридж, имеющий длительный срок службы, примерно 10-15 тысяч часов работы. При этом эффективность работы установки на протяжении всего срока службы картриджа не изменяется. Необходимо заметить, что данная система позволяет очистить сжатый воздух только от масла. Для очистки от твердых примесей и воды, потребуется дополнительная установка фильтров и осушителя. Данные системы зарекомендовали себя довольно успешно. Необходимо отметить, что

Стоимость систем каталитической очистки гораздо выше, нежели использование одних фильтров. К тому же замену сменного картриджа необходимо проводить, примерно, раз 1,5-2 года, при 24 часовой рабочей смене. Стоимость картриджа достаточно высока.

Рассмотрим третий способ борьбы с маслом в сжатом воздухе, использование компрессора безмасляного. При использовании безмасляного компрессора, в сжатом воздухе отсутствуют примеси компрессорного масла, поэтому необходимости очистки от масла просто нет.
Можно выделить несколько типов безмасляных компрессоров, применяемых на производстве:

  • спиральные компрессоры,
  • винтовые компрессоры «сухого» сжатия,
  • винтовые компрессоры с впрыском воды в камеру сжатия,
  • поршневые компрессоры.

Указанные выше компрессоры не используют в процессе сжатия компрессорное масло. Спиральные компрессоры имеют две спирали, одна – внутренняя закреплена неподвижно, вторая – внешняя, вращается вокруг первой. Данные компрессоры характеризуются низким уровнем шума. Малыми затратами на техническое обслуживание. Все обслуживание сводится к регулярному осмотру и периодической замене воздушного фильтра, приводных ремней и уплотнителей между спиралями.

Винтовые компрессоры сухого сжатия, как и обычные компрессоры, имеют винтовую пару. Основное различие процесс сжатия происходит в «сухую». Особенностью данных моделей является высокий температурный режим, как следствие повышенный износ агрегатов. Компрессоры «сухого» сжатия требовательны к окружающим условиям и техническому обслуживанию.

Винтовые компрессоры с впрыском воды в камеру сжатия. Компрессоры так же имеют винтовую пару, но вместо масла в камеру сжатия подается вода, которая служит для отвода тепла. Компрессоры характеризуются низкими требованиями к окружающей среде, не дорогим техническим обслуживанием. Использование воды, позволяет уменьшить количество твердых примесей в сжатом воздухе по сравнению с окружающей средой, в связи с данным фактом уменьшается количество фильтров, необходимых для очистки сжатого воздуха от твердых примесей.

Отсутствие в сжатом воздухе примесей компрессорного масла, полностью избавляет от необходимости использования систем очистки, или комплекса фильтров для сжатого воздуха,уменьшая тем самым затраты связанные с обслуживанием дорогостоящих систем, в том числе и за счет уменьшения потребления электроэнергии.

Рассмотрев несколько вариантов очистки сжатого воздуха от масла, самым оптимальным способом является отсутствие масла в сжатом воздухе, а именно использование безмасляного компрессора. Не смотря на то, что инвестиции в оборудование, на первоначальном этапе будут более высокие, в перспективе на 10-15 лет, использование безмасляного компрессора более выгодно, за счет экономии средств на очистке сжатого воздуха от масла.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: